9 ноября 2021. Учёные КНЦ СО РАН вошли в число самых цитируемых учёных мира

В обновленную версию списка самых цитируемых учёных мира вошли восемь исследователей ФИЦ «Красноярский научный центр СО РАН». Наибольший прирост по сравнению с предыдущей версией рейтинга зафиксирован в категории самые цитируемые ученые прошлого года, где представленность красноярской науки увеличилась с 4 до 9 человек. База данных и ее описание опубликованы на сайте издательства Elsevier.

Список наиболее цитируемых ученых мира был впервые опубликован два года назад. Один из ее авторов — известный в мире специалист в области медицинской статистики Джон Иоаннидис, который входит в число самых цитируемых ученых в мире (в том числе и за счет таких публикаций). Несколько дней назад вышло очередное обновление этой базы. Для ее составления авторы использовали данные о более чем восьми миллионах ученых по всему миру, извлеченных из базы научных публикаций Scopus. Все ученые были распределены по областям науки. Для каждой из областей составители рейтинга определили 2% самых цитируемых ученых. Из них и состоят финальные рейтинги, в каждый из которых вошли примерно 160000 ученых. В одном рейтинге представлены ученые с максимальными показателями цитирования их статей за последние 25 лет, с 1996 по 2020 годы, во втором — только по числу цитирований за прошлый, 2020 год.

От Красноярска в оба списка, как наиболее цитируемых ученых за прошлый год, так и за последние 25 лет, попали сотрудники Института физики им. Л.В. Киренского СО РАН* Сергей Овчинников и Андрей Коловский, Института химии и химической технологии СО РАН Леонид Соловьев и Сибирского федерального университета Евгений Ваганов.

В список наиболее цитируемых ученых за прошлый год также вошли сотрудники Института физики им. Л.В. Киренского СО РАН Максим Молокеев и Евгений Булгаков, Института биофизики СО РАН Татьяна Волова, Института химии и химической технологии СО РАН Юрий Михлин и Института леса им. В.Н. Сукачева СО РАН Александр Кирдянов.

Всего в список наиболее цитируемых за последние 25 лет исследователей попало 847 россиян, в список наиболее цитируемых за прошлый год - 956 россиян.

Использование такого наукометрического показателя, как количество цитирований научных статей автора, и его производных, в частности Индекса Хирша, стало одним из инструментов быстрой оценки уровня ученого. Наукометрический подход без использования экспертной оценки часто критикуется. Действительно, сами по себе цитирования статей не могут полностью охарактеризовать ученого. Современная наука все более и более междисциплинарна и интернациональна. Зачастую авторами высокоцитируемых статей становятся коллективы из десятков соавторов, и вклад каждого из них в конкретную работу может различаться. Однако многочисленные исследования на больших массивах данных показывают хорошие корреляции между количеством цитирований и признанием ученого, его административным или научным весом.

Конечно, любые наукометрические показатели (количество статей, количество ссылок на эти статьи, уровень журналов в которых опубликованы эти статьи) не гарантия признания. Однако исследователь, у которого эти показатели крайне низкие и/или они не меняются со временем, вряд ли может считаться активным ученым, вовлеченным в научное сообщество.

«Плюс этой базы в том, что она составлена не просто ранжированием ученых по числу ссылок на их статьи, а с учетом особенностей областей науки, количества самоцитирований, и других наукометрических тонкостей. Так, если вы работаете по узкому направлению с небольшим количеством исследователей и в этой сфере науки в среднем невысокий уровень цитирований, вы можете попасть в рейтинг с меньшими показателями, чем представитель раскрученной области. Такая база в первую очередь инструмент для исследования особенностей развития науки.

В то же время нам приятно, что среди самых цитируемых ученых мира есть красноярские ученые. Во-первых, это говорит о том, что наши коллеги вовлечены в заметные и признанные на мировом уровне исследования. Практически двукратный рост представительства в списке наиболее цитируемых ученых прошлого года говорит о том, что наука в Красноярске находится на подъеме. Мы видим в списке не только признанных должностями и регалиями корифеев красноярской науки, но и относительно молодые имена. Это очень хорошая тенденция, которая, будем надеяться, получит развитие в последующие годы», — прокомментировал результаты рейтинга руководитель группы научных коммуникаций ФИЦ «Красноярский научный центр СО РАН» Егор Задереев.

*Для всех красноярских исследователей место работы указано согласно представленному в рейтинге. У большинства упомянутых ученых кроме основного места работы могут быть совмещения в других научных или образовательных организациях Красноярска.

Пресс-релиз подготовлен группой научных коммуникаций ФИЦ КНЦ СО РАН(http://ksc.krasn.ru/news/)