Экскурсия в Институт Физики для школьников 10 – 11 классов
- Экскурсия в Институт физики превзошла ожидания, даже очень смелые. Лаборатории – это, действительно, интересно. Они очень впечатляют: в школе не видишь этой «экспериментальной» науки в такой полноте, пусть даже в НАШЕЙ.
Нам показали очень много. И рассказали не меньше: в каждой лаборатории визуальное знакомство с приборами сопровождала «минилекция». Никто из лекторов не заставил нас скучать. Удивительно хорошо чувствующие детей, наш уровень знаний и предметы интереса, они не утомили нас излишними подробностями работы сложных приборов, понять которые мы бы, наверное, и не смогли.
Напротив, нам показали столько потрясающего: выращенный кристалл, зрелищные опыты с температурами, работу по созданию линзы, ее шлифовку и проверку, компьютерные модели решеток (кстати, именно работа лаборатории кристаллографии показалась мне наиболее увлекательной). Для большей полноты картины нам рассказали факты из истории лаборатории, ее месте в стране и мире, положения и применения конкретных разделов физики вообще –чувствуется заразительная заинтересованность в своем деле тех людей, которые там работают. Они достойны восхищения.
Очень приятно, что не было ни одной лаборатории, выйдя из которой, чувствуешь неудовлетворенность из-за оставшихся вопросов: везде были объяснены базовые принципы, везде был подкормлен интерес школьников.
Хочется поблагодарить организаторов за все, в том числе, и за возможность услышать самый интересный рассказ об академике Киренском за чаем со сладким :) А также всех, кто отвлекся от работы ради нас, пустил в свои лаборатории и нашел время обо всем рассказать! Было приятно познакомиться с заведующими лабораториями! Спасибо!
PS. Я, наконец-то, увидела электронный микроскоп и была рада наблюдать за его работой.
Так делится своими впечатлениями от экскурсии, школьница 145-й школы, дважды призер краевой олимпиады по физике Зоя Вишневская.
Большое спасибо нашим сотрудникам, которые приняли ребят и интересно им рассказали о своей работе.
Васильев Александр Дмитриевич рассказал ребятам о рентгено-структурном анализе и продемонстрировал компьютерные модели соединений, которые исследовали в их отделе.
Бондарев Виталий Сергеевич и Карташев Андрей Васильевич рассказали и продемонстрировали, как проводятся калориметрические измерения и что происходит с веществом при низких температурах.
Зайцев Александр Иванович и молодой сотрудник его лаборатории Черепахин Александр Владимирович рассказали школьникам, как можно вырастить монокристаллический кремний и какой неожиданностью было для ученых существование кристаллов, имеющих ось симметрии пятого порядка.
Темеров Владислав Леонидович удивил красивыми рубинами и необычными свойствами других кристаллов, которые они проявляют в ультрафиолетовом и инфракрасном диапазоне.
Также в эту экскурсию мы посетили оптический цех Института, где Свентицкий Владимир Михайлович показал процесс рождения оптических зеркал, линз и призм, методы контроля качества оптических изделий.
Завершилась наша экскурсия дружным чаепитием и интересным рассказом Ирины Самсоновны Эдельман об отце-основателе Института физики – Киренском Леониде Васильевиче и самом Институте.
Для дальнейшей наиболее плодотворной работы по привлечению школьников в науку одних лишь экскурсий мало. Мы думаем, что если бы мы организовали постоянную работу с заинтересованными школьниками, результат был бы намного выше. Это, например, может быть кружок «научного эксперимента». С помощью такого рода мероприятий сотрудники ИФ смогли бы готовить будущих ученых к научной работе еще со школьной скамьи, тем самым, мотивируя сегодняшнего школьника для поступления в Красноярские ВУЗы на инженерно-физические специальности, а затем и в аспирантуру ИФ. Вследствие долгой, целенаправленной и интенсивной работы, берущей начало еще со школы, в состав научных групп Института войдут полноценные, сильные, перспективные ученые, уже на первых годах аспирантуры способные сделать мощную научную работу.
Для работы такого кружка «научного эксперимента» планируется разработать целую программу интересных физических экспериментов, которые сотрудники ИФ могли бы проводить со школьниками.